Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мировые стандарты (продолжение). Опубликовано 25.12.2014

Опубликовано 27.08.2017

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация. // Станислав Ежи Лец

Реформирование МВФ:

В 2010 году была остро поставлена задача реформирования МВФ, прошло 4 года - реформа так и не была проведена. Давайте разберемся в  чем же проблема и суть реформы.

Прежде, чем приступить к ее обсуждению, хорошо бы сперва понять, откуда идея реформирования появилась и почему в СМИ столько ажиотажа по этой теме, в том числе и связанных с "переделом мира".

Осознание потребности реформирования МВФ уходит корнями еще в 80-90-ые года в частности к последствиям реформ и "помощи" Мексике:

"В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились. // Тарасов "Аргентина – еще одна жертва МВФ" 

В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику. // Белло "Как устроить продовольственный кризис"

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.)//  Альтфатер "Продовольственный кризис" " Первоисточник - Википедия

После данных кризисов была создана комиссия и проведен аудит деятельности МВФ, отчасти по запросу США.

"С 1999 года была собрана комиссия, в течение 6 месяцев специальная Комиссия работала над предложениями Конгрессу США по реформе международных финансовых организаций. Комиссию возглавил известный экономист Аллан Мельцер. В нее вошли также Фред Бергстен, Чарльз Каломирис, Томас Кэмпбелл, Эдвин Фелнер, Уильям Ли Хоскинс, Ричард Хубер, Мануэль Джонсон, Джером Левинсон, Джеффри Сакс и Эстебан Торрес. В ходе подготовке отчета она имела доступ к материалам МВФ и МБРР, прочих международный финансовых организаций.

9 марта 2000 г. Комиссия представила Конгрессу США отчет, который содержал рекомендации по радикальному изменению размера, структуры, роли и характера деятельности Бреттон-Вудских институтов. В выводах и рекомендациях комиссии отразились личные взгляды ее участников, текущие политические веяния. Характерно, что три участника Комиссии, включая видного специалиста по проблемам мировой экономики, бывшего зам. министра торговли США Ф. Бергстена, отказались одобрить отчет и в отдельном письме подвергли методы работы и выводы Комиссии резкой критике.

В отчете Комиссии приводится 12 критических замечаний в адрес МВФ, которые можно обобщить следующим образом: 

  1. Кредитуя суверенных заемщиков, МВФ препятствует разрешению кризисов внешней задолженности. Это связано с тем, что кредитование Фондом отдельных стран не создает стимулов для кредиторов идти на уступки при реструктуризации долга и, наоборот, сплачивает вокруг Фонда частных кредиторов, использующих его в качестве инструмента давления на правительства стран-должников. Кроме того, сами страны, рассчитывая на поддержку Фонда, неохотно идут на сложные переговоры о реструктуризации задолженности, включая списание долга.
  2. Слишком велика степень контроля МВФ над экономической политикой стран. Использование средств Фонда и политико-экономическая обусловленность его программ подрывает суверенитет и демократические процессы в странах-получателях средств МВФ, поскольку смещает баланс среди властных структур в сторону исполнительной власти, подрывает права профсоюзов.
  3. Несмотря на свое влияние на развивающиеся страны, МВФ не в состоянии добиться выполнения ими условий программ Фонда.
  4. Очевидны существенные недостатки в системе управлении финансовыми ресурсами Фонда, достоверности его финансовой отчетности.
  5. Ведущие промышленно развитые страны, в частности США, используют МВФ как инструмент для достижения своих политических целей.
  6. Операции МВФ не только не приносят пользы развивающимся странам, но в случае поддержки Фондом операций по спасению частных кредиторов наносят существенный вред их экономике.
  7. Структура управления МВФ не позволяет добиться его независимости и полной подотчетности перед акционерами. Сложившаяся структура дает возможность странам “большой семерки” использовать Фонд в качестве инструмента своей политики, что, проявилось, в частности, в помощи МВФ России.
  8. МВФ навязывает странам разные варианты режима фиксированных курсов, которые способствовали возникновению нынешнего финансового кризиса.
  9. Во многом несостоятельны теоретические концепции, лежащие в основе используемых Фондом экономических моделей и прогнозов.
  10. Функции МВФ настолько широки, что вступают в противоречие с деятельностью других МФО. Последние решения о введении новых программ Фонда, в центре которых стоит борьба с бедностью, делают Фонд разновидностью банка развития, ослабляет его ответственность, повышает операционные расходы, что в конечном итоге нанесет вред бедным странам.
  11. МВФ не в состоянии оказывать странам достаточную ликвидную поддержку во время кризисов
  12. МВФ слишком полагается на свой мандат и навязанные извне условия в противоположность долгосрочным стимулам и ориентирам, ускоряющим процессы реформ.

По мнению Комиссии, критика в адрес Фонда связана с тем, за последнее время его роль, полномочия и ответственность значительно возросли. Комиссии рекомендовала пойти по пути существенного уменьшения сферы деятельности МВФ и сокращения его функций до трех:

  1. Оказание краткосрочной поддержки платежеспособным странам, испытывающим ликвидные затруднения, при запрещении использовать эти средства на цели погашения задолженности перед частными кредиторами
  2. Сбор и публикация статистических данных для того, чтобы иметь четкие представления об экономическом положении стран-членов Фонда
  3. Предоставление рекомендаций по вопросам экономической политики в рамках консультаций в соответствии со статьей 4 Устава МВФ."// Реформирование мировой финансовой архитектуры 

Важно при реформировании МВФ выделить две задачи:

1. формирование денежного фонда

2. распределение денег и контроль за развитием стран

Формирование денежного фонда на текущий момент происходит на основе формирования квот и пересмотре их раз в пять лет, в этом уже и скрывается большая загвоздка. Так как финансовая система каждой страны меняется ежегодно и никто не застрахован от рисков, соответственно такая жесткая система МВФ не может гарантировать гибкость и своевременность выделения средств, да и сама формула расчета квот весьма не прозрачна. Устав МВФ 

Для второй задачи нужно отметить, что у МВФ есть много пробелов связанных с распределением средств и контролем бюджетов. Система МВФ на текущий момент как реализует задачи ООН по борьбе с голодом, так и служит финансовым институтом, который выдает кредиты на реформирование. Очень важно четко разделить эти две задачи, не смотря на их связанность, так как корректное распределение средств и контроль за их использованием, повысит эффективность реализации всех необходимых проектов. Что же касается контроля, то контролирующие органы МВФ прежде всего должны быть сфокусированы на успешности развития страны, а не на возвращении кредитов. 

Продолжение следует...

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?